О РАДИО
Каждый раз, когда я совершаю дальний полет в туманную погоду на самолете, не имеющем радиоприемника и передатчика, я чувствую себя так же уверенным в своем положении, как если бы я заблудился в пустыне. Я не хочу сказать, что нельзя летать без помощи радио. Летать можно… иногда, и только в так называемую «летную» погоду.
К счастью, Бюро воздушных сообщений установило от одного побережья США до другого сеть радиомаяков, которые посылают невидимые перекрывающиеся лучи, образующие большаки для «воздушных экипажей», так что теперь вы можете летать над всей страной, ориентируясь исключительно по радиомаякам. Конечно, мне нечего говорить о том, что для того, чтобы пользоваться этими воздушными проводниками, вы должны оборудовать свой самолет, по меньшей мере, радиоприемником или авиационным радиокомпасом. Если вы добавите к вашему оборудованию радиопередатчик, вы уже можете разговаривать об этом серьезно!
Какие сведения вы можете получать из эфира во время полета? Во-первых, сигналы «на курсе», звучащие, как длинное тире, и кодовые сигналы секторов отклонения от курса, А и N (точка-тире ц тире-точка). Вы можете получать полные сведения о погоде по маршруту, включая направление и скорость ветра в верхних слоях, а некоторые станции дают вам сведения о состоянии летного поля, особенно ценные для вас, если вы собираетесь приземлиться в незнакомом вам аэропорте. С радиостанций аэропортов, оборудованных передатчиками для регулирования движения, вы можете также получать указания для посадки или взлета, особенно полезные 6 случае оживленного воздушного движения или плохих условий для полета.
Все станции непрерывно слушают самолеты, снабженные передатчиками, и по их требованию сообщают им дополнительные сведения о погоде на маршруте и любые интересующие их сведения об аэродромах. Воздушные линии с регулярным сообщением содержат собственные радиостанции, обменивающиеся со своими самолетами сведениями о положении самолетов, о расписаниях, погоде на трассе и т. д. Хотя эти радиостанции предназначены только для обслуживания самолетов, принадлежащих данной воздушной линии, однако даже случайный воздушный путешественник может договориться заранее об использовании этой помощи.
Существует еще один вид радиоориентировки, который может помочь вам при полете, если ваш самолет оборудован радиокомпасом. Я не буду останавливаться здесь на этом приборе, так как он будет подробно описан ниже, но при помощи его указателя отклонения от курса вы можете лететь прямо на любую широковещательную станцию или на радиомаяк или прямо от них. Когда я говорю «прямо», это не значит, что линия вашего пути всегда будет прямой линией, так как при всяком сносе боковым ветром линия пути превратится из прямой в кривую. Важно только помнить, что вы в конце концов долетите до данной станции, если будете держать курс на нее. Так как широковещательные станции работают большую часть суток, а радиомаяки—круглые сутки, те и другие всегда к вашим услугам.
Понадобилось несколько лет исследований и упорного труда в лабораториях, чтобы создать радиооборудование для самолетов, которое, в отличие от обыкновенной продажной радиоаппаратуры, должно быть надежным во всякое время. Самолетные приемники и передатчики должны быть сконструированы прочно, но вместе с тем быть насколько возможно компактными и легкими. Приспособления для настройки приемников должны быть настолько простыми, чтобы можно было без труда ловить сигналы радиомаяков, метеорологические бюллетени, указания по регулированию движения, радиовещание и сигналы других самолетов. В настоящее время с такими усовершенствованиями, как высокоизбирательная настройка на частоту (возможная благодаря применению кристаллов кварца), вы можете настраивать свой приемник автоматически посредством переключателя, который немедленно устанавливает радиосвязь вашего самолета с транспортными самолетами и станциями воздушных линий. Другим новейшим усовершенствованием в авиационной радиотехнике является специальная антенна, уменьшающая до минимума атмосферные помехи, создаваемые дождем и снегом. Одним из важнейших приборов для самолетовождения по радио
является радиокомпас, которым вы можете пользоваться, как обыкновенным радиоприемником, как указателем направления на широковещательные станции и радиомаяки и как средством для проверки положения самолета посредством пеленгования направлений, т. е. засечки двух или более радиостанций по их ответным сигналам, что дает возможность определить место вашего самолета.
Рис. 220. Если вы бросите камешек в аквариум, вы заметите, что все возникшие волны будут иметь одинаковую длину. Независимо от того, глубоки или мелки впадины между волнами, расстояние от одной волны до другой остается неизменным. Вы заметите также, что, хотя длина волны остается неизменной, высота или амплитуда волн уменьшается по мере удаления их от точки падения камешка.
Радиопередатчик создает в эфире волны совершенно так же, как камешек в аквариуме. Длина этих волн постоянная, но «высота» или амплитуда их уменьшается с удалением от передающей станции. Фактический линейный размер волны (длина L на рисунке) называется длиной волны и указывается в метрах. Перемещение одной волны на свою длину называется циклом, а число циклов, возникающих в одну секунду, называется частотой. Радиоволны распространяются со скоростью света (300000 км/сек). Так как радиочастоты достигают нескольких тысяч и миллионов в одну секунду, они выражаются в «килоциклах», т. е. в тысячах циклов, так что 3105 кц равны 3105 000 циклов в секунду.
Цолет в облаках без радио так же безопасен,
как езда на автомобиле ночью
с потушенными фарами.
Рис. 221. Здесь показана форма волн, создаваемых самолетной передающей станцией. Так как центр этих волн все время перемещается, сигналы с самолета ослабевают с увеличением и усиливаются с уменьшением расстояния между самолетом и принимающей станцией.
Рис. 222. Наземная передаточная радиостанция излучает волны в виде фонтана. Если вблизи станции имеются высокие металлические здания, форма волн иногда искажается. Большая часть волн, отклоненных препятствиями, не исчезает; они просто огибают препятствие, появляются вновь по ту сторону его и в конце концов распространяются на нормальное для них расстояние.
Это огибание радиоволнами препятствий вроде высоких зданий или гор имеет важное значение при пользовании радиокомпасом. Предположим, что вы летите вдоль окраины большого города с высокими металлическими зданиями и настроили радиокомпас па прием широковещательной станции, расположенной на противоположной окраине города. Волны, проходя через этот район, огибают препятствия, и в результате указательная стрелка вашего радиокомпаса начнет колебаться. Пусть это вас не смущает. Пользуйтесь радиокомпасом для проверки, а самолет ведите по магнитному компасу или по гирополукомпасу, пока колебания стрелки радиокомпаса не прекратятся. Если, с другой стороны, волны от передаточной радиостанции ничем не отклоняются и стрелка радиокомпаса находится в среднем положении, нос самолета будет направлен прямо на станцию, на которую вы настроились, и вам не потребуется никаких других указаний, кроме радиокомпаса. Но даже при этих условиях, как я говорил выше, боковой ветер может заставить ваш самолет лететь не по прямой, а по кривой.
Рис. 223. Радиомаяки работают на диапазоне длинных волн частотой от 200 до 400 кц (1500—750 м). Корабли в море передают на диапазоне
Рис. 223. |
длинных волн частотой между 150 и 300 кц (2000—1000 л г)- Широковещательные станции, которые вы будете принимать своим радиокомпасом, передают на частотах от 550 до 1 500 щ (545—200 м). Любительские передатчики, а также самолетные передатчики для связи с другими самолетами и с наземными станциями работают на еще более высоких частотах, а ультравы — сокие частоты (ультракороткие волны) предназначены для таких целей, как посадка самолетов по приборам и телевидение.
Некоторые любительские передатчики также работают на диапазоне ультравысоких частот.
В нижней части рисунка приведены две формулы, выражающие зависимость между длиной волны в метрах и частотой в килоциклах,
Рис. 224. Антенна передаточной станции излучает волны двух типов — земные (поверхностные) и отраженные. Земные волны распространяются вдоль поверхности земли и используются в первую очередь для радиосвязи на длинных волнах и для передачи на сравнительно небольшие расстояния на волнах высокой частоты. Отраженные волны поднимаются на высоту 60—300 км и отражаются обратно на землю ионосферой. Этот ионизирован*
ный слой[25] днем находится ближе к земле, чем ночью, и плотность его в разные времена года различна. Плотность ионосферы изменяется также из года в год под влиянием солнечных пятен и других причин, о которых мы пока знаем еще очень мало.
Подвижная станция (самолет), изображенная на этом рисунке, имеет днем дальность распространения земных волн, равную примерно 70 км. Между точкой, где кончаются земные волны, и точкой, в которую возвращается на землю ближайшая отраженная волна, находится эона молчания, в которой сигналы слышны очень неясно или вовсе не слышны.
Рис. 225. Ночью земные волны, излучаемые подвижной станцией, показанной на предыдущем рисунке, распространяются в пределах окружности радиусом около 100 км. Направление отраженных волн (до и после отражения) более отлогое, чем днем, что ведет к образованию зоны молчания шириной около 200 км. Заметьте, что дальность распространения отраженных лучей ночью достигает 5000 км, что в несколько раз превышает дальность той же станции днем.
Рис. 226—231. Наземные радиостанции разных типов излучают и волны равных типов, как вы увидите из этих рисунков. Так, например,
Pi;o S25. |
радиомаяки старого типа излучают днем земные волны, а ночью земные и отраженные волны, тогда как радиомаяки нового типа излучают и днем и ночью только земные волны. Заметьте разницу между волнами, которые излучает широковещательная станция, работающая на частотах 500—900 щ днем и ночью, и разницу между волнами широковещательных станций, работающих на частотах 500—900 и 900—1500 кц.
Рис. 232. Этот рисунок даст вам еще лучшее представление о форме волн, излучаемых подвижной (самолетной) радиостанцией. Вы видите, что различные земные радиостанции, показанные на рисунке, будут слышать или терять самолет в зависимости от зоны волн, в которой они расположены. Так как зоны волн перемещаются вместе с самолетом, их положение относительно земли непрерывно изменяется. Этим объясняется временное отсутствие связи между самолетом и отдельными земными радиостанциями, что всегда пугает нашего бестолкового Джо, так как, поднявшись в воздух, он совершенно забывает о зонах молчания.
Рис. 233. На этом рисунке показано распределение частот, установленных для радиосвязи самолетных станций между собой и между самолетными станциями и различными обслуживающими их земными радиостанциями.
РАДИОПРИЕМНИК
Теория радио гораздо сложнее, чем могло бы показаться по немногим только что затронутым нами вопросам. Конструирование и изготовление радиоаппаратуры требуют очень высокого уровня технических знаний и квалификации. Но, к счастью для вас, а особенно для бестолкового Джо, пользование современным самолетным радиооборудованием сравнительно просто.
Рис. 234. На этом рисунке показаны общее устройство и установка самолетного радиоприемника RCA. Подобно большинству современных самолетных приемников, он удовлетворяет всем вашим требованиям в полете, так как имеет три диапазона частот — для приема сведений о иогоде (X), радиовещания {А) и связи с самолетами (В). Главные органы управления следующие:
Главная ручка 1, которой приемник включается. Так как требуется некоторое время для того, чтобы лампы приемника нагрелись до рабочей температуры, главная ручка всегда должна включаться до отрыва от земли, пока ваши моторы еще прогреваются. Включая ваш приемник в это время, вы сможете проверить еще до взлета, исправно ли он работает.
Ручка ограничителя помех 2, которой пользуются только при неблагоприятных атмосферных условиях, когда атмосферные помехи исключительно
сильны. В другое время ручка должна всегда, быть в выключенном положении. В большинстве случаев применение ограничителя при установке регулятора громкости на полную громкость позволит вам в неблагоприятных атмосферных условиях слушать передаваемые голосом сведения о погоде, которые вы иначе не смогли бы принять.
Регулятор громкости 3. Этот регулятор соединен с главной ручкой, что уменьшает число приборов, о которых вам приходится думать.
Ручка переключателя диапазонов 4, которой устанавливаются различные диапазоны. Бестолковый Джо держит эту ручку на диапазоне широковещательных станций — при полной громкости, — так как он любит слушать веселые радиопередачи. Основное же назначение этого диапазона — прием на слух указания направления, когда приемник переключен на рамочную ‘(пеленгаторную) антенну.
Переключатель для перехода с телефонного приема на незатухающие волны (гетеродинный прием) 5. Этот переключатель, имеющийся не во всех приемниках, позволяет вам принимать телеграфные сигналы на незатухаю-
Рис. 233. |
щих волнах и слушать сигналы радиомаяков с большей легкостью и точностью, чем это было бы возможно иначе при неблагоприятных атмосферных условиях. Если вы желаете принимать телефонную передачу, держите
этот переключатель в выключенном положении. В противном случае голос будет сильно искажаться.
Ручка настройки 6, соединенная с расположенным над ней циферблатом указателя частот посредством зубчатой передачи, а с самим приемни
ком механически посредством гибкого вала. Так как небрежно или неправильно настроенные приемники часто дают неправильные сигналы курса и ложно показывают конусы молчания, необходимо хорошо научиться настраивать приемник. Прежде всего поставьте регулятор громкости почти на полный звук, затем поворачивайте ручку настройки, пока не поймаете нужный вам сигнал. Продолжайте покачивать ручку настройки вправо и влево, пока вы не найдете совершенно точно одну точку, в которой сигнал слышен громче и яснее всего. Найдя эту точку, уменьшите громкость регулятором. Вы увидите, что, летя на радиомаяк, вы достигаете наилучших результатов, если только-только слышите его сигнал. При низкой интенсивности звука вы будете распознавать изменения его силы гораздо скорее, чем при полной громкости, совершенно так же, как вы слышите малейший звук в очень тихой комнате и можете не услышать гораздо более громкого звука, если в комнате шумно. Тщательно отрегулировав громкость вашего головного телефона, вы можете гораздо точнее держаться на курсе с гораздо меньшим для себя напряжением.
Переключатель кварцевой стабилизации 7. Этот переключатель позволяет вам стабилизировать прием на двух избранных вами частотах в диапазоне высоких частот (для приема станций воздушных линий). Выгода, получаемая от этой детали, очевидна, так как благодаря* ей вы можете принимать сообщения, которыми обмениваются рейсовые транспортные самолеты между собой или со своими наземными станциями. Эти сообщения представляют для вас особую ценность, если вы случайно летите по тому же маршруту, что и транспортные самолеты, так как в них непрерывно даются сведения о погоде, которую вы встретите на пути.
Пользуясь кварцевой стабилизацией, установите переключатель диапазонов на диапазон станций воздушных линий, включите переключатель кварцевой стабилизации и поверните ручку настройки приблизительно на желательную вам частоту. Поворачивая ручку настройки, вы не будете слышать никакого или почти никакого шума в телефонных наушниках, пока приемник не настроится приблизительно на частоту, стабилизированную кварцем. В этой точке вы услышите в наушниках обычное шипение и шум, и кварц автоматически стабилизирует прием на этой частоте. Теперь при первой же пойманной вами передаче слегка покачайте ручку настройки вправо и влево, пока не найдете точку, в которой сигналы будут слышны яснее и громче всего (вы увидите, что настройка кварцем не так остра, как обыкновенная настройка). После этого прием становится автоматическим, пока вы не переведете переключатель обратно в выключенное положение.
Переключатель на рамочную антенну 8 служит для перевода приема на поворотную, экранированную рамочную (пеленгаторную) антенну. Кроме неподвижной антенны для обычного приема, вы можете снабдить свой радиоприемник поворотной рамочной антенной, которой можно пользоваться для ослабления атмосферных помех от дождя и снега во время полета по приборам. Если поставить переключатель в положение «включено», приемник автоматически отключается от неподвижной антенны и присоединяется к рамочной. Рамку поворачивают так, чтобы она установилась в плоскости полета (90° или 270° по указателю поворота рамочной антенны), а затем пользуются приемником, как обыкновенно. К только что описанному приему вы прибегаете, когда летите по курсу, указываемому радиомаяком, и хотите устранить или ослабить атмосферные помехи от дождя или снега.
Вы можете также взять пеленг на принимаемую вами станцию, поворачивая рамочную антенну, пока она не придет в такое положение, при котором сигнал, пропадает. Теперь прочтите показание на азимутальной шкале указателя рамочной антенны, прибавьте его к истинному курсу самолета, и вы получите пеленг станции, который и можете нанести на карту. Если вы не знаете наверняка, находится ли станция впереди или позади вас, приведите ваш самолет на найденный пеленг и, установив рамочную антенну в плоскость полета (90° или 270° по азимутальной шкале), летите этим курсом, переведя регулятор громкости на минимальную силу звука. Через несколько минут громкость сигналов начнет увеличиваться или уменьшаться, указывая истинное положение станции. При этом, установив регулятор громкости на минимальную силу, ни в коем случае не переставляйте его.
Самолетная антенна для приема сигналов радиомаяков. Существуют два типа антенн, применяемых для приема сигналов радиомаяков самолетным приемником: вертикальная стержневая антенна и горизонтальная Т-образная проволочная антенна. При вертикальной антенне приемник должен быть расположен непосредственно у основания антенны так, чтобы вводной провод (снижение) не имел горизонтальной части. При горизонтальной Т-образной антенне снижение должно быть присоединено точно в центре действующей горизонтальной части, образуя правильное Т, и опускаться или подниматься вертикально к приемнику.
Недавно была сконструирована новая система связи с антенной, допускающая расположение вводного провода вертикальной или Т-образной антенны на некотором расстоянии от приемника. Трансформатор, расположенный у основания антенны, соединен с другим трансформатором, расположенным у приемника. Провод, соединяющий эти трансформаторы, может, иметь некоторую длину и не производит нежелательных эффектов, наблюдающихся в тех случаях, когда вводной провод антенны расположен не строго отвесно. Эта новая система упрощает установку радио на самолете.